Правила эксплуатации пилы с двухтактным двигателем

Начало работы с оборудованием

Первый запуск

После покупки пилы, дабы убедиться в ее работоспособности, нет необходимости сразу дергать за стартер и заводить ее. Сначала хорошо закрепите пильную гарнитуру– звездочку, шину, цепь. При помощи двух шпилек следует присоединить шину, затем надеть цепь. При надевании важно следить за направлением ее движения - если на пилу смотреть сверху, то цепь идёт от оператора. Только так, в случае если она порвётся, отрезок цепи направит ее в сторону от оператора, в крайнем случае, её задержит уловитель цепи и защитит щиток задней рукояти. Так же следует отрегулировать ее натяжение (при приподнимании цепи из паза должен выходить только один зуб хвостовика цепи).

После проверки необходимо сделать обкатку инструмента. Делается это исключительно на малых оборотах, но, ни в коем случае, не на холостых (!) – иначе это приводит к перегреву поршневой группы. Занимает обкатка примерно 40-50 минут. За это время топливный бак успевает опустеть полностью.

По окончании работ, мотор глушится и снова оценивается натяжение цепи. Повторно запустив пилу, следует сделать несколько пропилов, чтобы пила поработала не на холостых оборотах, но и не на пределе мощности. И только закончив всю процедуру, можно приступать к активному использованию инструмента.

Также стоит проводить небольшую обкатку каждой новой пильной гарнитуры. Цель – хорошее распределение масла и предварительный разогрев всех ее элементов.

В штатном режиме

Первое, что всегда необходимо делать перед запуском пилы – проверять пильную гарнитуру и фильтр, и производить заправку топливного и масляного баков. Когда это сделано, можно приступать непосредственно к самому запуску.

На некоторых пилах стоят дополнительные системы запуска, такие как декомпрессор, снижающий усилие при запуске почти на 70%, праймер – топливоподкачивающий насос, пружина в стартере, преобразующая рывок «шнурка» в возвратнообратное действие.

«Холодный» запуск

  1. При наличии декомпрессора – клапан надо открыть. Если установлен праймер – с помощью него подкачать топливо (пока оно не появится в колпачке).
  2. Необходимо установить в положение «включено» выключатель зажигания.
  3. Полностью вытащить «язычок» воздушной заслонки.
  4. Свободной, от удерживания пилы рукой, несколько раз дернуть шнурок стартера, до появления первых признаков завода. Очень важно не пропустить этот момент, а иначе, можно залить свечу зажигания.
    Пилу, при запуске, можно удерживать несколькими способами:
    «На земле». Пила ставится на поверхность так, чтобы цепь ничего не касалась. Нога при этом ставится в заднюю ручку, фиксируя ее, а рука удерживает пилу за переднюю. Свободная рука дергает шнурок стартера.
    «Между коленями». Между коленями зажимается задняя рукоятка, рука фиксирует пилу за переднюю. При таком запуске обязательно включение тормоза цепи, чтобы во время запуска пильная цепь, сразу начинающая движение, не повредила оператора. Но следует учитывать, что включение тормоза может препятствовать запуску бензопилы.
  5. При появлении первого признака, необходимо задвинуть «язычок» воздушной заслонки. И продолжить дергать шнурок до момента полного запуска двигателя.

«Горячий» запуск

Единственное различие с «холодным» - воздушная заслонка открыта.

Необходимо учитывать, что при низких температурах эксплуатация пилы несколько изменяется. Заводить двигатель становится сложнее. Если после первых признаков завода, работая строго по инструкции, открыть воздушную заслонку – пила попросту заглохнет из-за плохой испаряемости бензина. Тогда мотор требует прогрева на подсосе. Но стоит помнить, что при таком заводе велика вероятность залить свечу, и это повлечет за собой необходимость ее выкручивания и чистки.

Техника безопасности

Пила является травмоопасным инструментом, поэтому перед ее использованием необходимо очень хорошо изучить технику безопасности, чтобы избежать угрозы получения повреждений при работе. Всего десяток нехитрых правил помогают не только сохранить здоровье, но и оптимизировать деятельность:

  • перед началом эксплуатации необходимо прочитать инструкцию производителя, т.к. в зависимости от модели, инструмент может иметь свои особенности, зависящие от конструкции;
  • перед запуском защитный элемент («щиток») должен быть активирован. В этом случае при обратном ударе пользователь не пострадает – щиток станет преградой для движения руки и при этом сработает тормоз цепи;
  • в состоянии алкогольного опьянения запрещено (!) работать с пилой. Также не желательно использование инструмента, если вы устали или приняли лекарство, влияющее на работу сосудистой или нервной систем организма;
  • необходимо использование специальных средств защиты для органов слуха и зрения, а также защиты рук, ног и головы;
  • для постоянного контроля над бензопилой необходимо, во-первых, крепко держать инструмент за ОБЕ рукоятки, во-вторых, поддерживать рукоятки в чистоте (сухими и без масла). Это поможет вам предупредить ее падение из рук в случае «обратного удара» и сохранить контроль в экстремальной ситуации;
  • при резке необходимо стоять вне режущей плоскости цепи и шины, чтобы максимально обезопасить себя в случае отброса пилы при обратном ударе и потери контроля;
  • при переносе пилы с выключенным двигателем необходимо использовать чехлы для шины. Если же двигатель включен, то шину необходимо располагать на расстоянии от себя;
  • нельзя резать выше уровня плеча. Так как в таком положении достаточно сложно контролировать инструмент из-за неудобства и смещения центра нагрузки;
  • не пройдя обучения и не имея экипировки – не работайте инструментом с лестницы или дерева;
  • необходимо убедиться что на рабочей площадке не находится посторонних лиц и животных;
  • не работайте неотрегулированным инструментом, незаточенной цепью, пилой с неисправным тормозом;
  • помните, что при заточке цепи необходимо два действия - регулировка высоты ограничителя и непосредственная заточка самого режущего лезвия;
  • правильно подобранная шина и цепь влияют не только на показатели пилы, но и гарантируют вашу безопасность, за счет снижения риска отдачи;
  • проверяйте натяжение цепи каждый раз перед началом работы, в противном случае цепь может слететь с шины и нанести травму;
  • не курите во время заправки пилы топливной смесью.

Особенности пиления древесины

При начале использования пилы для всех новичков, рекомендация одна - избегать пиления и запиливания (начала «погружения» пильной гарнитуры в древесину) концом шины.

Существует, разумеется, разница как в распиловке летней и зимней древесины, так и в ее качестве. Считается, что зимняя древесина и пилится лучше, и храниться дольше, т.к. зимой корневая система практически не функционирует, а дерево живет за счет влаги, накопленной осенью. Соответственно, отсутствует риск заражения древесины грибками и насекомыми. Плюс летнего дерева в том, что его можно спокойно пилить обычной цепью, а промерзшую зимнюю «возьмет» только цепь со специальными напайками. Такая цепь для бытовых пил не выпускается, а используется только в лесозаготовочной промышленности, где необходимо спиливать сильно промерзшие деревья при минусовой температуре.

Проблемы "обратного удара"

Самым опасным моментом в процессе эксплуатации пилы является так называемый "обратный удар" - резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит он в том случае, когда самый конец пильной шины "встречается" с поверхностью обрабатываемой древесины.

Единственный способ избежать в этом случае травмы - быстрая остановка цепи. Выполняет эту задачу специальный тормоз (он называется "инерционным"), приводом для которого служит щиток, расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой своеобразный рычаг, который может занимать 2 положения. Перед запуском щиток переключается в положение "ближе к руке" и тем самым "ставится на взвод". В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, мгновенно приводя в действие тормоз цепи. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора, просто за счет инерции.

Другим способом избежать обратного удара является исключение опасного сектора из процесса пиления. Это делается с помощью другого специального щитка (защитного сектора), закрывающего конец пильной гарнитуры и не позволяющего инструменту "брыкаться". Впрочем, такой способ применяется гораздо реже, чем установка тормоза цепи. Более того, шведские бензопилы Husqvarna, Jonsered, бензопилы Partner сознательно не оснащаются подобными щитками.

Причина - шведские стандарты безопасности предусматривают возможность работы концом шины. Процесс валки дерева лесорубом-шведом очень напоминает резку каравая хлеба: оператор сначала "вгрызается" в дерево концом шины, а затем делает круг вокруг него. Таким способом можно свалить дерево в два раза толще, чем длина шины. У нас подобный способ разрешен лишь высококлассным вальщикам.

Правила ухода

Для нормальной и правильной работы инструмента ему нужен обязательный и правильный уход. Он включает в себя заточку зубьев цепи, смену цепи и, по необходимости, притершейся к ней звездочки (как правило, покупают, исходят из расчета на 2 цепи 1 звездочка).

Цепь

Заточка зубьев цепи — самая распространенная операция по техническому обслуживанию бензоинструментов. Чтобы заточить цепь, снимать ее с направляющей шины не обязательно. Зубья затачивают круглым напильником попеременно, то с одной, то с другой стороны. Количество движений на каждый зуб должно быть одинаковым. Плоский напильник используют для правки ограничителя пропила садового инструмента. Это необходимо, так как разница по высоте между ограничителем пропила и верхней режущей кромкой должна оставаться неизменной. Калибр в виде металлической пластины помогает соблюдать это правило. Многие производители выпускают специальные наборы инструментов для заточки.

Цепь нужно менять, как только вы увидите, что верхняя кромка сравнялась с нанесенной на нее риской. Заменяя цепь, переверните направляющую шину, так она будет изнашиваться равномерно с обеих сторон и дольше прослужит.

Во время работы большие нагрузки испытывает звездочка цепи. Изношенная звездочка плохо зацепляется с цепью и подлежит замене. Цепь смазывается автоматически. Но подачу масла можно регулировать. Больше масла нужно при пилении сухой и твердой древесины. Для пиления влажной и мягкой древесины подачу смазывающего состава уменьшают. Также, полезно иногда по несколько минут перед работой вымачивать цепь в масле, чтобы смазать ее всю, до последней клепки.

Во время работы не забывайте проверять наличие масляной пленки. Ее отсутствие означает, что масляный бак пустой, или засорился масляный канал. В последнем случае систему смазки можно разобрать и прочистить.

Чистим, моем

Периодически нужно чистить свечу зажигания, при сильном износе ее заменяют. В обязательном порядке чистят воздушный фильтр. Но если вы заметите, что эффективность работы у цепной пилы снизилась, возможно, нужно почистить засорившийся глушитель или диск вентилятора.

После работы очищайте направляющую шину. Это стоит выполнять потому, что древесина содержит смолу, которая разогреваясь, налипает на пильный аппарат, а, остывая, может склеить его. По сути, любые инородные частицы на движущихся деталях – это ускорение износа инструмента. Периодически нужно проверять направляющий паз, так как на нем может появиться налет смолы. Промывать шину лучше керосином, для удаления смолы из паза подойдут любые подручные средства, например, отвертка.

Опилки и другой мусор могут загрязнить тормоз цепи. В этом случае его тоже очищают с помощью керосина.

Хранение бензопилы (консервация)

  1. Необходимо слить остатки из масляного бака.
  2. Запустить двигатель, тем самым избавившись от остатков смеси в топливном шланге и карбюраторе (необходимо «жечь» смесь пока пила не заглохнет сама)
  3. Снятые цепь и шину лучше хранить в тряпочке, либо бумаге, пропитанной маслом, чтобы избежать коррозии.
Полезная статья?
Да
 (100)
  /  
Нет
 (2)
     
 
Хотите оставить отзыв?

 
     



 
 
Наверх Вниз
Ваш запрос принят.